Ведомости.Как потратить: Классика или хай-тек?
Арсений Леонович, архитектор, руководитель архитектурного бюро Panacom:
“Чем точнее клиент говорит, каким должен быть дизайн его жилища, тем беднее его кругозор”
Набор стилей в топе потребительских предпочтений определяется тем, как себя чувствует общество. Когда его распирает от растущих котировок нефти и недвижимость дорожает бешеными темпами, мы видим засилье гламура и необарокко. Когда общество планомерно движется в другом направлении, популярность обретают стилистика лофта, минимализм. Становится модно жить скромно, всюду нарочито бедные, “обшарпанные” интерьеры — и Рем Колхас называет это “новой роскошью”.
Чем точнее клиент говорит, каким должен быть дизайн его жилища, тем беднее его кругозор. Человек, испытавший множество внутренних переживаний и пространственных ощущений, придет к архитектору с ворохом впечатлений и журнальных вырезок. Ведь если мы взыскательны и мультивалентны, это проявляется и в интерьере, а если мы хот-догом удовлетворяемся, то просим воссоздать в интерьере копию турецкого отеля, в котором отдыхали. И необязательно должен как-то называться самобытный стиль, рождающийся в результате сотрудничества архитектора и многогранной личности заказчика, у которого нет твердого убеждения, что он хочет именно хай-тек или только классику.
К примеру, то, что зачастую называют хай-теком, таковым вовсе не является. Настоящий хай-тек был актуален лет 15-20 назад, когда стремительно развивались технологии и мы любовались обнаженными конструкциями, выставленными напоказ техническими узлами, хромированной сталью. В 1980-е Ренцо Пиано собирал мебель из миллиона деталей. Это и был хай-тек — поэтика высоких технологий.
Невозможен сегодня в чистом виде и классический стиль: в интерьере сочетаются различные практики, хорошие дизайнеры берут из них лучшие приемы. В последние 10-15 лет превалирует современная интерпретация ар-деко, а другой полюс новых классических интерьеров тяготеет к дворцовому стилю. Современная классика должна быть спокойной, образованной — это воспевание хороших пропорций, правильно подобранные по цвету и фактуре натуральные материалы, аккуратная работа с освещением, интересная графичность пространства. Актуальному интерьеру по мотивам классики бывает достаточно нескольких созвучных эпохе предметов мебели.
Но рассуждать сегодня о чистоте стиля — преступление: градация между стилистическими направлениями становится все более плавной, вырастает много нового. Мы можем только обозначить крайние полюса, наиболее ярко проявляющиеся в интерьерах: лофт, минимализм, классицизм, эклектизм, ар-деко, китч. Современный интерьер заимствует мотивы из разных стилей и направлений в искусстве. Отсутствие детерминирующих, жестких представлений о том, какой именно стиль должен господствовать в интерьере, позволяет говорить о правильном интерьерном фьюжне. В дизайне жилого пространства стили смешиваются — как и в высокой кухне, где сочетание вкусов и кулинарных традиций дает превосходный результат и звезды Michelin.
Екатерина Румянцева, председатель совета директоров Kalinka Group:
“Модные "навороты" со временем уступают место уюту: невозможно все время жить в космическом корабле”
Дизайн современной квартиры премиум-класса можно сравнить с дорогим мужским костюмом, который сшит из хорошей ткани, сидит естественно и выглядит благородно. Вычурность и эпатаж в облике джентльмена, который носит подобный костюм, неуместны, как и в дизайне элитной квартиры, тем более что сегодня жилье в классическом стиле покупают преимущественно взрослые люди, “переболевшие” авангардом. Стиль хай-тек предпочитают молодые, дерзкие, современные, но таких запросов — один на сотню. Модные “навороты” со временем уступают место уюту и комфортабельности: невозможно жить все время в космическом корабле.
Прошло, как наваждение, время самостоятельных экспериментов со стилем и дизайном, порождавшее неликвидные квартиры. Жены олигархов и бизнесменов пресытились этой опасной игрой и сегодня предпочитают посещать курсы дизайна лишь для того, чтобы разбираться в модных течениях, наблюдая за работой мастера со стороны. При этом оформление интерьеров все чаще доверяют мировым звездам дизайна, таким как Келли Хоппен, Эндрю Мартин, дизайн-бюро Linley. Среди отечественных дизайнеров чрезвычайно популярны Дмитрий Великовский (Artistic Design), Вячеслав Хомяков (“Д.С.Дизайн”), Анджела Коневнина.
Похожие мотивы движут человеком, который обращается к кутюрье, желая получить оригинальный образ, индивидуальный крой и безупречное качество. К тому же эксклюзивный дизайн является маркетинговым инструментом, способным повысить стоимость квартиры на 10-20%.
Ушел в прошлое и популярный когда-то дворцовый стиль, а вместе с ним бархат, массивная мебель с изогнутыми ножками, тяжелые драпировки, золото. В почете ар-деко в современной трактовке — этакий компромисс между дворцовой роскошью, гламуром и хай-теком. С подобной отделкой можно играть, дополняя ее яркими акцентами. Стилю присущи угловатость и четкие линии, трапециевидность и ступенчатость, имитация шкуры зебры или абстрактный геометрический орнамент. В обивке господствуют шелк и лен, велюр и кожа. Почитатели ар-деко с удовольствием приобретают мебель от Andrew Martin или Philippe Starck, отличительными чертами которой являются оригинальность, изящество и яркий этнический акцент. Оформленная в таком стиле квартира имеет множество источников света, глянцевых поверхностей и зеркал.
Второй по популярности — аристократичный и элегантный бельгийский стиль. Его отличают стремление уйти от помпезности надоевшего дворцового шика к чему-то более спокойному и теплому, но не лишенному роскоши. Полная гармония достигается благодаря использованию натуральных материалов — камня, разных пород и фактур древесины, мрамора и гипса, которыми дизайнеры оформляют стены и полы. Картину дополняет авторская мебель, изготовленная из ценных пород дерева.
Борис Азаренко, генеральный директор Vesper:
“Классическая архитектура всегда в цене, потому что создает атмосферу спокойствия и респектабельности”
Наши люди ценят классическую архитектуру за ее непреходящую актуальность. Она всегда в цене, потому что создает атмосферу спокойствия и респектабельности. Так что “классическое исполнение” дома предпочитают все категории покупателей дорогой городской недвижимости: и состоявшиеся люди, которые в силу возраста тяготеют к классике, и молодежь, и семейные, и холостые. В этой связи выбор классической архитектуры для девелопера — возможность оставаться на относительно стабильном и предсказуемом поле и общаться с широкой целевой аудиторией, в то время как увлечение модными тенденциями может дорого обойтись: мода пройдет, и ликвидность объекта снизится.
В проектах нашей компании выбор в пользу классической архитектуры обусловлен к тому же особенностями самих объектов и их окружением: основная часть расположена в районах исторической застройки, некоторые представляют собой реновацию классических особняков и объектов культурного наследия, так что классический дизайн продиктован историей, как например, в “Доме Гельриха” на Пречистенке или в St. Nickolas на Никольской. При выборе архитектурного стиля местоположение и атмосфера района для нас превыше всего.
У москвичей присутствует общее раздражение непродуманной застройкой исторической части города, осуществлявшейся в 1990-2000-х годах, поэтому сегодня покупатели менее склонны выбирать проекты, которые выделяются (не всегда в хорошем смысле этого слова) на фоне архитектурного облика города. К примеру, в районе Патриарших прудов современная авангардная архитектура сильно диссонирует с общим окружением района, в то время как предложенный нами стиль османских особняков Парижа, с французскими окнами, эркерами и фасадами, отделанными натуральным камнем, оказался уместным и гармонично вписался в существующую застройку.
В то же время у компании есть проекты, которые нельзя назвать классическими. Так, дом Chekhov рядом с садом “Эрмитаж” будет выполнен в лаконичном современном стиле и хорошо впишется в общий облик района, доминантой которого является сад.
Покупатели хотят, чтобы атмосфера места находила свое продолжение и в интерьере дома, поэтому в наших проектах классическая архитектура, как правило, перетекает в отделку входных групп, лобби и мест общего пользования, хотя здесь дизайнеры могут использовать более смелые и яркие цвета и элементы, оставаясь в целом в классических рамках.
Что касается интерьера квартир, мы придерживаемся здесь той же концепции: на интерьерные решения влияют внешний облик строения и атмосфера квартала. Интерьеры, которые создаются в классических особняках, как правило, выдержаны в общей стилистике дома, и это опять же связано с желанием создать гармоничную атмосферу, объединяющую общее восприятие окружения и особенности квартиры, которая в любом случае будет подчеркнуто индивидуальной.
Ирина Рогачева, директор департамента элитной недвижимости Capital Group:
“Высшим пилотажем является искусство соединения стиля и духа места с нотой современного градостроения”
При задумке нового здания и определении его архитектурного стиля, особенно если оно расположено в центральной части города, архитектор и девелопер в первую очередь должны отталкиваться от его местоположения. В портфеле нашей компании есть и классические проекты, и современные небоскребы, но при выборе архитектурной концепции мы всегда исходим из гармоничного сочетания новой формы и имеющегося окружения, будь то крупный жилой массив или камерный дом на несколько десятков квартир.
С моей точки зрения, высшим пилотажем в работе девелопера является искусство соединять стиль, дух места и его характер с нотой современного градостроения. К примеру, при проектировании на Большой Якиманке клубного дома Mon Cher с точеными классическими формами, идеально вписавшимися в атмосферу Замоскворечья, таким современным элементом стали объемные панорамные окна. Они не характерны для окружающей жилой застройки, но сегодня являются обязательным атрибутом дорогого жилья. Именно этот штрих в фасадных решениях свидетельствует о современности здания и корректно выделяет его из окружающей среды.
Фасадные решения должны находиться в гармонии и с интерьером здания. Интерьер — это всегда продолжение внешнего архитектурного решения; вместе они придают дому законченный вид. Кроме того, интерьер должен обязательно создавать ощущение уюта. Чтобы у человека уже при входе в подъезд складывалось ощущение, что он дома, при работе над дизайном вестибюля мы используем прямые ассоциации с домашним очагом, например устанавливаем камины, в уютных нишах располагаем библиотеку с книжными полками, расставляем антикварные предметы. И это работает: даже в самых футуристичных небоскребах “Сити”, таких как “Око”, при всей авангардности их внешнего вида жильцы ощущают себя в стильной, дорогой, экстравагантной, но в первую очередь жилой среде.
В нашей работе главное — не переусердствовать. Динамичный внешний вид зданий “Москва-Сити” предполагает современный и минималистичный стиль в интерьере. Ведь главный элемент, “фишка” в интерьере общественных пространств небоскреба — завораживающий вид из окон, все остальное лишь дополняет его. Ослепительный фасад здания можно слегка приглушить спокойными цветовыми акцентами в интерьерах. Все это работает как органичное продолжение архитектуры.
При выборе внутренней отделки дилеммы с выбором стиля тоже не возникает. Наиболее органичным решением, на наш взгляд, является hi-tech или модерн. Хотя мы, конечно, не ограничиваем покупателей в выборе стиля. Поэтому предлагаемая нами отделка носит нейтральный характер, предоставляющий клиенту возможность с учетом собственных предпочтений выразить свою авторскую индивидуальность через предметы интерьера и элементы декора.
Марина Ямпольская
Фото: Михаил Подгорный
Последние новости
Therme Dubai: уникальный велнес-курорт в Дубае
Therme Dubai: уникальный велнес-курорт в ДубаеОт Дубая до Абу-Даби за 30 минут
От Дубая до Абу-Даби за 30 минутИнвестируйте в Бангкок!
Инвестируйте в Бангкок!Элитная недвижимость Черногории: роскошь, которая вдохновляет
Элитная недвижимость Черногории: роскошь, которая вдохновляет
Будь в курсе самых свежих новостей
Обещаем присылать только интересные и важные статьи.