Назад

Поправки в Исполнительное положение по НДС в ОАЭ

В октябре 2024 года Федеральное налоговое управление ОАЭ (FTA) представило обновленную версию Исполнительного положения к Федеральному декрету-закону № 8 от 2017 года о налоге на добавленную стоимость (НДС).

Поправки были внесены в соответствии с Решением кабинета министров № 100 от 2024 года и вступят в силу 15 ноября 2024 года.

Изменения направлены на повышение прозрачности, а также приведение нормативных актов в соответствие с предыдущими изменениями в декрет-законе и другом налоговом законодательстве. Предприятиям важно тщательно изучить поправки, чтобы понять возможные последствия для своей деятельности и обязательств по НДС.

Ввиду масштабности изменений, в этом обзоре выделены поправки с наибольшим или самым широким влиянием, в частности касающиеся Статей 30, 31, 42 и 46. Остальные поправки перечислены в предпоследнем разделе.

Статья 30: экспорт товаров

Условия документального подтверждения для применения нулевой ставки НДС на экспорт товаров стали менее обременительными. Экспортер теперь обязан предоставить одно из следующих подтверждений:

  1. Таможенную декларацию и документы, подтверждающие экспорт;
  2. сертификат отгрузки и официальное подтверждение экспорта;
  3. таможенную декларацию, подтверждающую приостановку таможенных пошлин, если товар помещен в таможенный режим приостановки.

Введен новый пункт, определяющий понятия «Официальное подтверждение», «Коммерческие доказательства» и «Сертификат отгрузки», что приводит положения по НДС в соответствие с Исполнительными Положениями к Федеральному декрет-закону № 7 от 2017 года по акцизам.

Статья 31: экспорт услуг

В Статью 31(1) добавлено новое условие для применения нулевой ставки НДС к экспорту услуг:

  1. Услуги не должны считаться оказанными на территории ОАЭ или в специально отведенной зоне в соответствии с пунктами 3-8 Статьи 30 и Статьи 31 Декрет-закона.

Пункты 3-8 Статьи 30 и Статья 31 Декрет-закона определяют специальные правила для услуг, связанных с недвижимостью, телекоммуникациями и электронными услугами. Поправка может сократить объем услуг, облагаемых нулевой ставкой, поскольку услуги, предоставленные на территории ОАЭ (например, услуги, связанные с недвижимостью), теперь облагаются стандартной ставкой.

Статья 42: налоговый режим для финансовых услуг

Ряд новых финансовых услуг освобожден от НДС:

  1. Управление инвестиционными фондами;
  2. передача права собственности на виртуальные активы, включая криптовалют;
  3. конвертация виртуальных активов.

Управление инвестиционными фондами
Управление инвестиционными фондами включает услуги, предоставляемые управляющим фондом за вознаграждение, такие как управление операциями и инвестициями фонда, контроль и улучшение его показателей.

Управляющим фондами необходимо оценить, попадают ли их услуги под освобождение от НДС и как это скажется на возврате НДС и общих затратах. Инвестфонды, приобретающие эти услуги, также должны уточнить, подлежат ли услуги освобождению, особенно если они предоставлены из-за границы.

Виртуальные активы
Виртуальные активы определены как «цифровое представление стоимости, которое можно торговать или конвертировать для инвестиционных целей, за исключением фиатных валют и финансовых ценных бумаг».

Компании, работающие с виртуальными активами, должны пересмотреть свои позиции по НДС с учетом нового освобождения, включая вопросы по возврату НДС. Может потребоваться внесение добровольных корректировок в историческую отчетность.

Статья 46: НДС на поставки, состоящие из нескольких компонентов

Добавлен пункт, который охватывает ситуации, когда поставка состоит из нескольких компонентов, не имея основного. НДС в этом случае будет рассчитываться, исходя из общей природы поставки.

Прочие поправки

  • Статья 1: расширяет определения, в частности для понятий «виртуальные активы» и «уведомление».
  • Статья 2: поставка недвижимости охватывает не только продажу и аренду, но и любую форму передачи права собственности.
  • Статья 3: передача права собственности или использования государственных зданий между госструктурами не считается поставкой.
  • Статья 5: если стоимость поставки товаров для каждого получателя в течение 12 месяцев не превышает 500 AED, это не считается поставкой. Порог для органов власти и благотворительных организаций составляет 250 тыс. AED.
  • Статья 8: добровольная регистрация возможна при доказательстве ведения бизнеса в ОАЭ или намерении осуществлять облагаемые поставки.
  • Статьи 14, 14(bis),15 и 16: изменения, касающиеся аннулирования налоговой регистрации.
  • Статья 53: можно вернуть НДС, уплаченный на медицинскую страховку для сотрудников и их семей.
  • Статья 55: налогоплательщики могут подать заявку на использование определенного процента возврата на основе данных предыдущего года.
  • Статья 59(5): нельзя использовать упрощенные счета-фактуры при применении механизма обратного начисления.
  • Статья 60: зарегистрированные агенты могут выставлять кредитные счета от имени принципала, сохраняя данные принципала.

Предприятиям следует внимательно проанализировать влияние поправок на их позиции по НДС. Широкий охват изменений требует от всех отраслей пересмотра своих позиций, чтобы оценить возможные последствия.

В частности, управляющие фондами, фонды и компании, работающие с виртуальными активами, должны изучить соответствие услуг требованиям освобождения от НДС и влияние этого на возврат входного НДС.