Назад

«Осквернение закончено. Забудьте?»

Уроки истории

Вспоминается давняя история, о которой мне рассказывали непосредственные её участники. 1972 год. Москву готовили к визиту президента Ричарда Никсона. Предполагаемый маршрут следования его кортежа из аэропорта Внуково в Кремль предварительно тщательно инспектировали сотрудники доблестного КГБ. Что им не нравилось — и в рамках безопасности, и по эстетическим критериям, да и просто на субъективный взгляд — предписывалось срочно видоизменить. Например, возвести декоративное ограждение или, наоборот, снести до основания. Говорят, зияющих пустот после подобных рейдов образовалось немало.
 
Одним из таких мест стала стрелка, где сходятся бывшие улицы Метростроевская (ныне Остоженка) и Кропоткинская (сейчас Пречистенка). В то время там велись кропотливые реставрационные работы в бывших палатах Лопухиных. Памятник XVIII – XIX веков стоял в строительных лесах. Каково же было удивление москвичей, когда наутро на его месте появилась заасфальтированная площадка со скульптурой на постаменте. Лишь вблизи можно было догадаться, что скрестивший руки бородач никто иной как Фридрих Энгельс. Именно один из основателей марксизма должен был демонстрировать американскому президенту и его свите нашу приверженность коммунистическим идеалам.
 
Увы, Никсон проехал другим маршрутом, миновав новоиспечённый сквер, а мы лишились исторического здания, которое стояло на госохране и, главное, логично формировало окружающую застройку. И сколько ломалось копий по заполнению стрелки двух престижных улиц — восстановлению старинного здания на оставшемся под асфальтом фундаменте, возведению торгово-развлекательного центра с упором на кинематографическое прошлое (здесь в начале прошлого века действовал электротеатр), и даже сквер с каменным Энгельсом готовы были накрыть атриумом — всё с 1972 года оставалось неизменным, как напоминание: вот к чему приводит авральный снос имеющихся строений и отсутствие чёткого плана на перспективу по использованию городских территорий.

Одним махом

И вот очередная инициатива властей — операция под покровом ночи. «Думаю, что одна из главных характеристик недавнего сноса торговых павильонов состоит в очередном смешении понятий. Во-первых, было немало сделано ярких высказываний, относящихся к области градостроительной политики: и про исторический облик, и про нарушение технологических зон отчуждения, и про оформление различных документов нелегальным путём. Во-вторых, не меньше ярких высказываний было про беспредел, загубленный инвестиционный климат, созданные неудобства для граждан и т. д. Поэтому необходимо развести эти понятия во избежание очередного возможного сноса через несколько лет», — комментирует Сергей Крючков, директор по проектированию компании Rose Group.
 
"Я не являюсь сторонником произошедшего сноса, согласен с большинством претензий к снесённым постройкам, но всё равно считаю, что так делать было нельзя, — продолжает эксперт. — Даже если признать их все градостроительными ошибками, допущенными к тому же в результате коррупционных преступлений, выбранный способ не является эффективным методом улучшения ситуации. Основные негативные последствия „ночи длинных ковшей“ очевидны: нанесён ущерб качеству городской среды. Эстетически (в редких случаях) среда от сноса выиграла, функционально — безоговорочно пострадала везде».
 
«С точки зрения коммерческого использования земли торговые точки были самым продуктивным форматом для освоения местности вокруг станций метро. Если бы придали снесённым ларькам эстетичный вид, поместили стрит-фуд, цветы, салоны связи в современные малоэтажные торговые комплексы, то все были бы довольны, — считает Мария Литинецкая, управляющий партнёр «Метриум Групп». — Вместе с тем, архитектурный облик — понятие субъективное. Конечно, чтобы достичь ощущения простора, близ метро можно разбивать мини-скверы. Напомнить об имидже столицы мировой величины с многовековой историей помогут малые архитектурные формы, например, памятники или фонтаны. Вероятно, так и поступят с освобождёнными от самостроя площадями». «Самое разумное, что можно предложить сделать на освободившихся от ларьков площадях, — это провести благоустройство. Уверена, всем горожанам и туристам было бы приятнее видеть скверы, клумбы, скамейки при выходе из метро вместо киосков с сигаретами. Возможно, где-то появятся „мобильные кофейни“, предлагающие гуляющим горожанам кофе с собой», — предполагает Наталья Блохина, директор департамента коммерческой недвижимости Kalinka Group. Андрей Хитров, директор по развитию компании Welhome, также поддерживает идею размещения на вновь освобождённых местах малых архитектурных форм, к которым можно отнести лавочки, цветники, урны, деревья в кадках, уличное освещение, фонтаны. Он обращает внимание, что власти Москвы интересуются мнением граждан на этот счёт: в частности, в онлайн приложение «Активный Гражданин» были вынесены на общественные обсуждения многие освободившие площадки.
 
А вот генеральный директор агентства недвижимости Point Estate Тимур Сайфутдинов вполне категоричен: «Я думаю, что властям уже поздно что-то предлагать: скорее всего, планы по освоению расчищенной около метро территории уже есть, и облик города будет в очередной раз безжалостно обновлён. На место старых предпринимателей придут новые, так как любой бизнесмен в душе немножечко авантюрист и всегда готов рискнуть. Они тоже получат разрешения на строительство, и, возможно, история повторится вновь».

Без базара!

Большинство снесённых объектов располагалось в непосредственной близости от выходов метрополитена и занимало очень выгодную позицию. «С одной стороны, пассажиры могли приобрести товары импульсного спроса, с другой создавалась толкучка, скапливался мусор, также магазины с алкоголем привлекали асоциальных элементов, — напоминает Андрей Хитров. — Торговые ряды, занимавшие чуть ли не каждый свободный клочок земли, экономили время и деньги. Выходя из метро, десятки тысяч людей на ходу покупают прессу, сигареты и кофе в картонных стаканчиках, сделав буквально три шага. Даже если всех арендаторов вчерашних столичных самостроев переместить в самые ближайшие торговые центры, то есть на 50 – 100 метров от станции метро, их бизнес станет гораздо менее востребованным. Поэтому равноценной альтернативы торговле вокруг вестибюля метро нет».
 
«Зачищать все эти пространства от торговли неправильно, — заявляет Сергей Крючков. — Проблема в выработке приемлемого формата, технологически безопасного, эстетически привлекательного, удобного и для потребителей, и для бизнеса. Она решена во всех цивилизованных мегаполисах, а также фрагментарно в Москве. Примером грамотного включения объектов торговли в качественную общественную среду являются недавно реконструированные парки, а также несколько площадей и улиц. Вопрос же о функциональном насыщении торговли в местах с большой проходимостью совершенно излишний: всё то, что необходимо было потребителю, и находилось в снесённых павильонах».
 
Эстетичные торговые точки с товарами первой необходимости в разумном количестве могли бы заменить вчерашние бессистемные нагромождения ларьков, считает Мария Литинецкая. «В столичной мэрии появился проект торговой палатки нового образца, — сообщает она. — Возможно, частично продукты и пресса перекочуют в эти „символы цивилизованной торговли“. Правда, новые обители для малого бизнеса стоят немалых денег. Если предприниматели согласятся платить за такой „рестайлинг“, это неминуемо потянет за собой цены на их товары. Поэтому ни быстро, ни дёшево в привычном понимании уже не будет». «С большой долей вероятности рядом с метро не будут развиваться предприятия малого бизнеса. Скорее всего, сюда придут крупные сети, — возражает Тимур Сайфутдинов. — Может быть, это будет новая сеть общедоступного ритейла, централизованная, принадлежащая известному собственнику, с каким-то громким и креативным названием, вроде „У метро“. И торговые точки, оформленные в едином красивом и аккуратном стиле, откроются у входов на каждую станцию московского метрополитена».

Метронезависимость

Зато Наталья Блохина полагает, что снесённые киоски у метро заменят коммерческие помещения на первых этажах ближайших жилых домов. Произойдёт ротация арендаторов, одни выберут помещения меньшей площади, другие расширят свой бизнес путём переезда в более доступную локацию и увеличения площади магазина.
 
«В кризисное время увеличивается количество освободившихся помещений стрит-ритейла, а ставки аренды на них за последний год показали снижение на 10 – 25%, в зависимости от локации и качества. Часть свободных помещений на первых этажах жилых зданий будет заполнена, в том числе и арендаторами закрытых павильонов и ларьков. Поддержать малый бизнес можно было бы контролем над ставками аренды, но, учитывая то, что большинство подобных коммерческих помещений принадлежит частным лицам, сделать это практически невозможно, потому что правительство Москвы не регулирует рыночную стоимость недвижимости», — говорит эксперт.
 
Вадим Ламин, управляющий партнёр агентства недвижимости SPENCER ESTATE, признаётся: «Мне очень не нравились снесённые объекты — с архитектурной, эстетической точки зрения они в большинстве своем были ужасны, наверняка были построены с нарушениями, но… Один из московских чиновников в интервью на ТВ прямо сказал: вокруг полно пустующих площадей под магазины и кафе, пусть переезжают туда. На вопрос корреспондента „Почему таких площадей полно?“ он не ответил. Это и так всем понятно! Не думаю, что подобное отношение способствует повышению заинтересованности малого бизнеса в открытии новых торговых точек в интересах удовлетворения запросов горожан».
 
Сергей Крючков полностью согласен с коллегами: «Необходимо выработать юридический механизм предоставления пространств в аренду/собственность. Наконец, надо обеспечить прозрачное и безотказное его правоприменение на всех этапах. Отдельный аспект градостроительной и экономической политики городской администрации — стимулирование коммерческого использования первых этажей».
 
«Вопрос, хорошо это или плохо, на самом деле открытый, потому что в очень многих случаях подобные объекты, действительно, были удобны для жителей: выходя из метро, например, можно было зайти в аптеку, купить какие-то базовые продукты для дома, газеты, букет цветов. Сейчас же, по сути, количество торговых точек существенно сократилось, — говорит Дмитрий Халин, управляющий партнер Savills Россия, при этом отмечая один существенный аспект. — За этим шагом можно, в принципе, разглядеть в целом смену идеологии обеспеченности москвичей инфраструктурой от „метростремительного“ подхода, когда она размещается как можно ближе к станциям подземки, к „райононаправленному“, при котором все объекты сосредоточены не там, где человек ездит, а где всё-таки живёт. Сломав 100 – 200 павильонов, эту проблему глобально, конечно, не решишь. Необходимо создавать условия, чтобы внутри каждого микрорайона, квартала, возле большого жилого дома появлялись все те необходимые инфраструктурные объекты, которые раньше располагались в зоне метро. Увы, целенаправленной и чёткой политики в этом направлении пока не видно».
 
Москвичам не привыкать: спешное осквернение в городе случалось не раз и, скорее всего, процесс продолжится…