Назад

На коротком поводке

Сегодня любой клиент на рынке недвижимости на вес золота, а поэтому компании, работающие в этом сегменте, стараются во многом ему угодить. Экономическая ситуация заставила рынок недвижимости наконец-то учесть желания и возможности клиента. Сперва запросы потребителя стали брать в расчёт те, кто хотел выделиться среди конкурентов, кто был готов сократить собственную выгоду, но вывести на рынок успешный и продуманный проект с хорошей архитектурой, квартирографией и развитой инфраструктурой. Но по мере ухудшения экономической ситуации ориентироваться на потребителя пришлось всем. Сейчас за свои деньги покупатель желает приобрести качественный проект, он подходит к процессу выбора вдумчиво и взвешенно. Проектов на рынке много, а количество платёжеспособных потребителей с каждым днём уменьшается. Итак, на данный момент клиент правит бал, причём как риэлторский, так и девелоперский. Екатерина Румянцева, председатель совета директоров Kalinka Group, отмечает, что современный рынок требует от любого брокера мобильности, быстроты и готовности жертвовать личным временем ради удобства клиента. И это требование всего рынка, а не только элитного сегмента, где и раньше клиент был в приоритете. Теперь же любой покупатель чувствует себя центром Вселенной А поэтому практически у всех компаний удобный график работы офиса продаж, великолепный шоу-рум, бесплатный трансфер до объекта и т. п. Евгений Клец, руководитель управления продаж «Вектор Инвестментс», рассказывает, что их клиент обеспечен максимальным комфортом и вниманием. Это и бесплатный микроавтобус до ЖК, и персональный менеджер, который оказывает поддержку от выбора квартиры до момента регистрации ДДУ, включая получение ипотеки, если это требуется, и детская площадка с аниматорами и постпродажное обслуживание.

Вся суть в цене

Клиент, в первую очередь, хочет скидки. Мария Литинецкая, управляющий партнёр «Метриум Групп», подтверждает это: «Большинство покупателей квартиры стараются максимально сэкономить. Поэтому в 90% случаев клиент попросит дополнительный дисконт. Его не интересуют такие подарки, как смартфоны, кладовые и даже машиноместа. Все ищут преимущественно денежную выгоду». Именно поэтому скидки сейчас на рынке круглогодичные, они могут быть небольшие, могут быть на определенный тип квартир, но они есть. Анатолий Довгань, руководитель отдела анализа и мониторинга рынка IntermarkSavills, отмечает, что почти все клиенты рассчитывают на скидку при 100% оплате квартиры. И они ее получают: средний размер дисконта для новостроек составляет около 11%.
«Конечно, такая ситуация не может радовать застройщика, потому что, как отмечает партнёр девелоперской компании «Химки Групп» Дмитрий Котровский, застройщик — это бизнесмен, а не фея с круглогодичными подарками: «Девелоперский мир с зимы 2015 года утомился от скидок и акций, маржинальность проектов выжита всеми этими маркетинговыми боями под ноль. Постоянное снижение цен влияет на среднерыночную рентабельность. Застройщики пытаются потихоньку соскакивать с иглы постоянного демпинга». Многие при этом возвращаются к старым и добрым программам лояльности.

Не заработано — взято в кредит

Кроме цены, покупателя сейчас привлекают и разные формы оплаты. Клиенты с возможностью оплатить сразу всё встречаются нечасто, большинству денег всё-таки не хватает. Но, как известно, на рынке действуют разные механизмы оплаты для таких потребителей, и все они сейчас используются на полную катушку. Безусловно, без ипотеки сейчас не выживет ни один объект. Она есть даже на элитном рынке, а в сегменте доступного жилья особым спросом пользуется ипотечное кредитование, субсидированное государством. У многих проектов есть широкая линейка разных ипотечный продуктов, и практически везде клиенту помогут разобраться во всех нюансах и подать заявки в нужные банки. Мария Литинецкая рассказывает: «Если у покупателя нет всей суммы, то наш отдел ипотеки рассчитывает платежи в нескольких банках и подбирает самый удобный для клиента вариант». Кроме привлечения кредитных денег для оплаты покупаемого жилья, застройщики практикуют рассрочки, и их условия в настоящий момент очень выгодны. Может создасться впечатление, что игроки рынка соревнуются между собой в своей гибкости. Но что бы они не делали, это на руку приобретателю. Рассрочки сейчас предлагаются параллельно с ипотекой и их комфортность может быть на определенных проектах просто сказочной. Так, Елена Смаковская, заместитель генерального директора компании «Эталон-Инвест», рассказывает, что их компания предлагает весьма гибкие условия по рассрочке — сроком до 8 лет с разными вариантами платежей. В результате можно купить квартиру при наличии 10% от её стоимости, и при этом не брать ипотеку в банке. Кроме этого, некоторые застройщики предлагают длительное бронирование и отсрочку платежа. Например, ICON Development практикует отсрочку: клиент может заплатить при подписании ДДУ 20% от стоимости квартиры, а внести оставшиеся 80% через год, когда дом будет сдан, или даже через два года, то есть в конце 2017 года. А длительное бронирование на 3-4 месяца привлекает на объект клиентов, которые покупают новое жильё за счёт продажи имеющегося на вторичном рынке. Евгения Акимова, генеральный директор ICON Development, убеждена, что для успешной работы в нынешних реалиях необходимо предлагать новые интересные условия покупки, способные хоть как-то снизить финансовую нагрузку покупателя при приобретении квартиры: «Я думаю, что это наиболее эффективный инструмент для девелопера, который позволяет добиться максимальных темпов реализации. Да, скидки — это хорошо, но если у человека нет возможности единовременно оплатить всю сумму, то неважно, будет ли это скидка в 5% или 15%. Сделка не состоится».

Границы лояльности

«Важны не только сами скидки и программы оплаты, но индивидуальный подход в каждом конкретном случае. Сергей Новиков, заместитель генерального директора по стратегическому развитию «Премьер-Девелопмент», справедливо отмечает, что «если кто-то из застройщиков не примет условия покупателя, то другой девелопер, возможно, будет иметь более гибкие условия продаж». А это значит, что сегодня индивидуальные запросы клиента достаточно часто воплощаются в жизнь. Дмитрий Земсков, генеральный директор компании STRATEGY & DEVELOPMENT, рассказывает, что запросы, выходящие за рамки стандартных, обычно сводятся к следующим требованиям: забронировать квартиру на больший срок, чем предусмотрено застройщиком; дополнительных скидок, превышающих установленные лимиты; график рассрочки, отличный от утверждённого и другие бонусы. Самое интересное кроется, конечно, в прочих бонусах Желания некоторых покупателей могут быть весьма интересные, и Виктор Прокопенко, руководитель отдела жилой недвижимости департамента продаж Sezar Group, поделился лишь некоторыми подобными примерами: «Одна покупательница выбрала две квартиры, ориентируясь на фэн-шуй и нумерологию для себя и дочки. Всё подходило, кроме нумерации квартир. В итоге специально были согласованы с юридическим департаментом и внесены изменения в ПСО, после их зарегистрировали в ДДУ, и две соседние квартиры поменялись номерами. Был также клиент, работающий вахтовым методом на буровой станции в Сибири, который приобретал квартиру в ипотеку. Специально для него все встречи с застройщиком и банком назначались исходя из графика клиента. А в пентхаусах ЖК „Николин Парк“ специально для клиента переносилось расположение выхода на кровлю. Клиент сам был дизайнером и видел решение планировки квартиры с потолком 4,8 метра именно в расположении лестницы в другой части квартиры. Проект был пересмотрен специально для него». Примеры подобного есть во многих компаниях. Так, Ольга Тараканова, руководитель отдела городских продаж ORDO Group, вспоминает случай, когда покупатель желал приобрести недвижимость у кипрской компании с помощью взаиморасчёта через аккредитив: «Большинство банков в данном случае не раскрывают аккредитив в пользу иностранного юридического лица, тем более зарегистрированного в оффшорной зоне, поэтому пришлось искать банк, который смог обеспечить реализацию желаемых покупателем взаиморасчётов». В каждом конкретном случае лояльность застройщика определяется финансовыми показателями проекта и его личным желанием услышать покупателя. Но, как отмечает Дмитрий Земсков, стремление угодить должно иметь свои пределы, так как избыточная гибкость может привести к потребительскому терроризму. С этим согласен, Вартан Погосян, директор по маркетингу TEKTA GROUP, чья компания в большинстве случаев не идёт навстречу индивидуальным запросам: «Мы и так делаем всё возможное для наших клиентов, а потом, что значит „индивидуальные“ требования? В большинстве случаев покупатели друг от друга не отличаются, поэтому находятся в равных условиях». Итак, сейчас ценность покупателя настолько велика, что даже в массовом сегменте недвижимости, где, как отмечает Лариса Швецова, генеральный директор компании ООО «Ривер Парк», большое количество клиентов не позволяет застройщику каждую заявку рассмотреть в индивидуальном порядке, есть целое разнообразие специальных инструментов, которые абсолютно точно позволят подобрать самый оптимальный вариант оплаты для приобретателя, что иногда не менее выгодно, чем дисконт.