Назад

Квадрум: Московский интернационал

Квадрум

Облик главного города России постоянно менялся. Трудно себе представить, если бы Москва строилась по своим собственным, однообразным лекалам, не привнося в архитектурную среду западные или восточные мотивы. Оттого и статус столицы полностью отражает её суть: у Москвы, действительно, не одно, а сотни лиц! А потому она и прекрасна как в своём прошлом, так и настоящем виде. 

Лепота по-итальянски

Привлечение иностранных архитекторов для работы в России — явление не новое, комментирует Надежда Хазова, генеральный директор агентства эксклюзивной недвижимости «Усадьба». «Это — историческая практика. Например, под руководством итальянских зодчих во главе с Пьетро Антонио Солари перестраивался московский Кремль в XV веке. Именно в то время с Апеннинского полуострова был вызван Аристотель Фиораванти для восстановления Успенского собора. В начале XVIII века Петр I приглашает Карло Растрелли для работы в новой столице Российской империи, фактически создателем архитектурного образа Санкт-Петербурга стал итальянец Доменико Андреа Трезини. В конце XVIII столетия Екатерина II привлекает к работе в Петербурге Джакомо Кваренги. В XIX веке в Москве творил Доменико Жилярди, в начале прошлого столетия — Ле Корбюзье и т. д.», – напоминает эксперт.

«Москва — город эклектичный, архитектурный рисунок которого складывается из самых разных стилей, эпох и культур. Это даёт архитекторам (как российским, так и зарубежным) огромный простор для творчества, позволяет им реализовать самые смелые свои фантазии и идеи, – комментирует Ольга Павлова, директор департамента продаж компании «Магистрат». – Грамотные зарубежные архитекторы, безусловно, нужны российскому рынку недвижимости. Прежде всего потому, что обладают свежим взглядом на нашу городскую среду и приносят с собой новые технологии и материалы, которые, правда, приходится (и порой достаточно жёстко) приводить в соответствие с российскими нормативами. Мерилом их работы служит умение сочетать функциональность проекта и удобство планировок с оригинальной архитектурной идеей, сочетающейся с окружающей средой и повышающей её качество».

«Отличие в работе российских и иностранных архитекторов существенное, – утверждает Екатерина Румянцева, председатель совета директоров Kalinka Group. – Это не значит, что кто-то из них лучше, а кто-то хуже, но они работают принципиально по-разному. Иностранцы мыслят более креативно, при создании концепции исходят из функционала, а красота для них вторична. Для российских архитекторов первичен внешний вид фасадов, и только потом планировочные решения.

Часто иностранные архитектурные бюро работают в тандеме с российскими специалистами, поскольку им сложно понять и учесть все особенности российской ментальности. К примеру, они искренне не понимают, зачем нужны такие высокие потолки, огромные комнаты, множество гардеробных, почему русским покупателям не нравится тёмная кухня. Они не до конца понимают наш стиль жизни.

Иногда красивые решения, которые доступны к воплощению на Западе, неприменимы в российских реалиях. Роскошные сады на крыше поддерживать бывает очень дорого и сложно, поэтому в финальном проекте девелоперы нередко от них отказываются. Бывали случаи, когда готовый проект приходилось менять и прорабатывать заново, поскольку он не прошел согласование с московскими властями по внешним характеристикам. Поэтому часто архитекторы из-за границы создают концепции проектов, а российские специалисты помогают им в их идейном воплощении».

«Работать с известными иностранными архитекторами зачастую непросто, – соглашается Максим Зорин, коммерческий директор «ЛСР. Недвижимость — Москва». – Конечно, языковой барьер уже не играет особой роли, но вот подходы к девелопменту жилья за рубежом довольно сильно отличаются от принятых в России. Мы сталкиваемся с проблемами в адаптации стандартов, различиям в некоторых пожарных нормах и СНиПах, разницей в менталитете, наконец. Нам нередко приходится прибегать к адаптации уже предложенного проекта, чтобы привести его к принятым в стране нормам и требованиями».

«И всё-таки иностранным архитекторам интересно работать в Москве: во-первых, создавать проект в одном из ведущих мегаполисов мира весьма престижно, во-вторых, сегодня столичные власти и девелоперы готовы к различным творческим экспериментам, в-третьих, задачи, которые ставятся перед зарубежными специалистами, позволяют им повышать профессиональный уровень. Характерный пример — это необходимость соблюдения инсоляционных норм, гораздо более жестких по сравнению с европейскими. В свою очередь, девелоперы при сотрудничестве с иностранными специалистами получают уникальную концепцию, создание которой возможно благодаря взгляду со стороны», – считает Мария Литинецкая, генеральный директор компании «Метриум Групп».

Да, российская столица кардинально изменилась за последние годы, да и по уровню комфорта и удобства город становится больше похож на европейский. С мнением специалистов нельзя не согласиться: такие изменения происходят в том числе и за счёт реализации идей зарубежных архитекторов, которые активно участвуют и в проектировании отдельных зданий, и в создании новых общественных пространств.

Вспомним, как в начале 2000-х годов, когда лужковская команда заявила, что именно «архитектор правит бал» в московском строительстве, к нам на самые дорогие и знаковые проекты потянулись иностранцы со звучными именами: Рэм Колхас, Жан-Мишель Вильмотт, Норман Форстер, Заха Хадид, Эрик ван Эгераат и другие. Было заявлено много перспективных объектов, которые бы они реализовали. Скажем, Жан-Мишель Вильмотт брался за «Красную площадь, 1» и «Красный Октябрь». Эрик ван Эгераат представил комплекс «Русский авангард» из пяти башен различной этажности с именами известных русских художников начала XX столетия — «Кандинского», «Родченко», «Поповой», «Малевича», «Экстер». Построить его предполагалось на Якиманке, за ЦДХ на Крымском Валу и «Музеоном». Норман Фостер готов был взяться и за башню «Россия» в ММДЦ «Москва-Сити», и за «Хрустальный остров» в Нагатинской пойме, и за музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, и за «Апельсин» на месте Центрального Дома художников... Увы, трудной оказалась судьба большинства из них. Не справились они с российской реальностью — согласованиями, обсуждениями, адаптацией и прочей бюрократической волокитой. Так и остались интересные задумки на бумаге.

Надо отметить, период активных «наездов» в нашу страну «бригад» архитекторов снизошло на нет при смене власти в столице, а затем наступили непростые времена в экономике. Не до жиру — быть бы живу! Курс на отечественное! Ну и далее в этом духе? 

С иностранным акцентом

Но вопреки всему сейчас накатила свежая волна и наступило время для нового «бала» на московском рынке недвижимости. И, что характерно, иностранные архитекторы при этом принялись за проектирование объектов не только элитного сегмента. В качестве примера можно привести Риккардо Боффила, который спроектировал мини-город High City на территории бывшего Калибровского завода в СВАО.

Ещё в одном проекте реновации промзон участвуют иностранцы. На территории бывшего автозавода ЗИЛ «Группа ЛСР» уже в ближайшие годы воплотит в жизнь проекты двух зарубежных архитектурных бюро с мировыми именами. Архитектурную доминанту района, 150-метровую башню спроектирует известный архитектор Хани Рашид, руководитель архитектурного бюро Асимптота (Нью-Йорк). «Он мастер экспериментальных форм, его проекты отличает ультрасовременный подход к цифровой архитектуре. В башне будут размещены квартиры, артгалереи, кафе, офисные пространства и многое другое. Хани Рашида отмечает свежий подход к архитектуре, его оригинальные здания зачастую не имеют аналогов. Кроме башни Хани Рашид разрабатывает проект уникального музейного центра «Эрмитаж – Москва». Уже сейчас, по первым эскизам, можно сделать вывод, что не только по архитектуре, но и по внутренней компоновке, логистике, просмотру экспозиций он станет новым словом в России», – комментирует Максим Зорин, коммерческий директор «ЛСР. Недвижимость – Москва».

А известное архитектурное бюро из Европы Neutelings Riedijk Architects проектирует на территории ЗИЛа жилое здание в 75 метров высотой. Его особенностью станет уникальный фасад. «Группа ЛСР» с уважением отнеслась к архитектурному наследию России и попросила архитекторов встроить в проект сохраняемый фасад цеха братьев Весниных, на месте которого будет построено здание. В основании дома будут находиться фитнес-клуб, рестораны, бары и кафе. При проектировании башен архитекторы создают оригинальные подходы в оформлении фасадной части: нестандартной формы окна и облицовку здания», – рассказал Максим Зорин.

«В реализации градостроительного проекта «Испанские кварталы А101» мы придерживаемся концепции "лучшее со всего мира", и при проектировании нашего нового жилого комплекса обратились к опыту испанских архитекторов, – информирует Кирилл Игнахин, коммерческий директор АО «А101 ДЕВЕЛОПМЕНТ». – Испанское архитектурное бюро Atlantica предложило концепцию квартальной застройки на основе квадратов улиц. Так в проекте появились закрытые внутридворовые территории, как в Барселоне, пешеходный бульвар с магазинами и кафе по аналогии со знаменитой улицей Рамбла, и прогулочная зона, оформленная по мотивам Парка Гуэля. 

Европейский подход к организации пространства нашёл отражение в преимуществах проекта: квартиры в «Испанских кварталах А101» имеют большие панорамные окна и трёхметровые потолки, автовладельцы оставляют машины за пределами жилой зоны, а безопасность жителей обеспечивают приватные дворовые территории с единой консьерж-службой».

Ольга Павлова сообщает: «Проект комплекса апартаментов "Лайнер", который ГК «ИНТЕКО» строит на Ходынском поле, разработал знаменитый немецкий архитектор Хади Тегерани. Проекты Тегерани, реализованные в странах Европы и Ближнего Востока, неоднократно становились победителями крупных архитектурных премий и конкурсов. Одна из самых престижных международных премий — MIPIM Award, четырежды отмечала заслуги архитектора. С ГК «ИНТЕКО» архитектор сотрудничает достаточно давно и на постоянной основе, в 2004 году они вместе создали архитектурное бюро «БРТ Рус».

Работы Хади Тегерани отличает сочетание динамичных форм и выверенных пропорций. Его любимые материалы – стекло, бетон и натуральный камень. В частности, в «Лайнере» будет много стекла и света, особое внимание автор уделил экологичности объекта и необходимости органично вписать его в окружающую среду. Несмотря на участие в проекте именитого зарубежного архитектора, цены достаточно демократичны: стоимость апартаментов начинается от 5,6 млн руб. Интересно также, что напротив комплекса планируется создать парк, проектированием которого тоже занимается зарубежное архитектурное бюро — итальянская студия LAND Milano. Кроме того, в этом же районе предполагается построить Государственный центр современного искусства, конкурс на концепцию которого выиграла ирландская проектная компания Heneghan Peng Architects.

Хади Тегерани разработал архитектурную концепцию и ещё для одного строящегося сегодня объекта ГК «ИНТЕКО» — комплекса апарт-резиденцийBalchug Residence. Это, правда, уже люксовый объект, класс которого соответствует его уникальному расположению в историческом центре города — на "Золотом Острове" напротив Кремля».

«В многочисленных проектах Корпорации "Баркли" все архитектурные концепции и дизайны интерьеров для каждого из объектов разрабатываются с исключительной точностью и щепетильностью, – рассказывает коммерческий директор компании Екатерина Фонарёва. – Особо хотелось бы выделить три проекта компании: Barkli ParkBarkli Virgin House и Barkli Residence, внутренние и внешние облики которых полностью созданы мировыми звёздами строительного дизайна — Филиппом Старком, Келли Хоппен и Робертом Стерном. По эскизам Филиппа Старка в Barkli Park выполнены полностью все интерьеры холлов, вестибюлей, проект благоустройства придомовой территории, а также 4 типа чистовой отделки квартир.

Для комплекса Barkli Virgin House, расположенного в самом центре Москвы, была привлечена известнейшая британская дизайнер Келли Хоппен. Поскольку концепция дома требует обеспечить высочайший уровень комфорта и безопасности для клиентов, требования к стилистическим и дизайнерским решениям были также очень высоки. Благодаря талантливым идеям и безупречному чувству стиля Келли Хоппен, в здании были созданы роскошные входные группы, ландшафтный дизайн придомовой территории и архитектурная подсветка.

Роберт Стерн стал идеологом всего проекта Barkli Residence. Его "конёк" — авторская американская архитектура в стиле неоклассики. Проектом предусмотрено строительство двух башен, объединённых общим стилобатом. Именно в архитектурном облике проекта присутствует и ярусность облика, и грамотные отступы, и карнизы, и выделение акцентов фасада цветом облицовки и многое другое».

Екатерина Румянцева, продолжает: «Ведущим архитектором проекта "Резиденция Монэ" стало архитектурное бюро Aukett Swanke со столетней историей, заслужившим известность проектами в Париже, Нью-Йорке, Лондоне, Стамбуле, Лос-Анджелесе. Неповторимый архитектурный стиль создан с применением современных натуральных материалов, а картинная галерея внутри погружает жильцов в творчество знаменитого французского импрессиониста Клода Моне.

Продуманный до мелочей комплекс элитных особняков "Полянка/44" создан при участии всемирно знаменитого английского архитектурного бюро John McAslan + Partners. Он включает в себя три исторических и пять современных зданий в районе Якиманки, виртуозно вписанных в застройку исторического района. Архитекторам и дизайнерам удалось создать проект, сочетающий историю и современность, элегантность и функциональность.

Основатель знаменитой мастерской Taller de Arquitectura Рикардо Бофилл сумел найти применение классическим формам в современной архитектуре проекта CLASICO на Олимпийском проспекте. В рамках проекта предполагается строительство четырехэтажного комплекса с подземной парковкой, стены которого будут облицованы панелями из натурального камня».

«Победителями международного конкурса на концепцию развития территории завода "Серп и Молот" стали члены команды голландского бюро MVRDV, авторы проектов в США, Франции, Японии, Германии, – напоминает Мария Литинецкая. – Представители Нидерландов в своём проекте обращаются к стилю лофт, для которого характерны высокие потолки, много света и пространства, простой функциональный дизайн. Кроме того, их отличает бережное отношение к окружающей застройке и стремление органично вписать в неё новый объект». 

Интересным эксперт называет и недавно презентованный проект премиум-класса «Дыхание» на Дмитровском шоссе. Дизайн входных групп, мест общего пользования, общедоступной кровли и квартир разрабатывает студия Yoo inspired by Starck знаменитого Филиппа Старка. «Изюминка» проекта — двухуровневые квартиры, а также квартиры с эксплуатируемой кровлей. Покупатели могут выбрать один из четырех стилей отделки, проникнутых философией мировой архитектурной звезды. В самом ЖК откроются собственная библиотека, кинотеатр, ресторан и бизнес-зал для деловых встреч.

Стоит назвать имя ещё одного архитектора из Великобритании — Дэвид Аджайе, основатель Adjaye Associates, создал проект школы управления «Сколково». Здание кампуса получилось ультрасовременным, выражающим инновационный характер российского аналога «селиконовой долины». В его основе находится четырёхэтажный диск, а на нём размещены четыре корпуса-параллелепипеда. В фасадах здания использованы стекла 10 разных оттенков.

Павел Трейвас, управляющий партнер агентства недвижимости Point Estate, к этому перечню добавляет элитные объекты столицы: Knightsbridge Private Park(дизайнер Мартин Уоллер), «Бурденко, 3» (дизайнер Элен Бенаму), Turandot Residences (дизайнер Jade Jagger), Mon Cher (дизайн-бюро Жака Гранжа Jacques Grange’sOffice), «Легенда Цветного» (NBBJ), «Одиннадцать Станиславского» (McAslan + Partners). «Наиболее часто имена иностранных архитекторов встречаются в "Москве-Сити": "ОКО" — Skidmore, Owings&Merrill, "Город столиц" — NBBJ, "IQ Квартал" — NBBJ East LLC, "Башня Евразия" — Swanke Hayden Connell Architects, – продолжает Павел Трейвас. – Все эти проекты в той или иной степени являются знаковыми, достаточно известными и большинство из них были успешны с точки зрения реализации, но здесь действует тот же принцип. Успех проекта определяется совокупностью всех факторов: местоположения и окружения, планировок и архитектуры, инфраструктуры, маркетинговой политики, цен, известности застройщика, темпов строительства и проч. Естественно, вклад архитектора нельзя недооценивать, но говорить о том, что он определяющий, не приходится. Покупатели хоть и становятся с каждым годом все более искушенными в плане выбора недвижимости, переплачивать за зарубежное имя не всегда готовы».

Каждый из проектов, над которым работали иностранцы, отличается от созданных их российскими коллегами. И, прежде всего, потому, что авторы — носители другой культуры, других градостроительных традиций. Однако возведённые с помощью иностранных специалистов объекты вливаются в архитектурный облик нашей столицы, создавая тот стиль, благодаря которому Москва и выделяется среди других городов мира.