Назад

Ходовой товар

Коммерсант-Дом

Власти Москвы активно взялись за реконструкцию улиц в историческом центре, намереваясь сделать город, в котором семь-восемь месяцев в году стоит не самая теплая погода, привлекательным для пеших туристов. Эксперты предупреждают, что мода на все пешеходное повышает стоимость квадратного метра в новостройках, а вот цену вторичного жилья иногда даже опускает. Зато у желающих заняться арендным бизнесом появляются новые перспективы.

Всюду плитка

За последние два года к Старому Арбату, Камергерскому переулку и Манежной улице добавились сразу десять улиц, на которых полностью запрещено автомобильное движение. Таким образом, в стремлении сделать город комфортным для пешеходов той самой тротуарной плиткой, о качестве которой у москвичей имеются самые разные мнения, вымостили не один десяток километров.

Но это только начало. В следующие несколько лет город планирует спроектировать и реализовать несколько сотен километров новых пешеходных зон. 

Свежий впечатляющий пример того, как превращение улицы в пешеходную помогло ускорить продажи и позволило поднять цены в новом проекте, приводит Борис Азаренко, генеральный директор Vesper. "Когда мы входили в проект создания комплекса премиум-апартаментов St. Nickolas в историческом здании "Шереметьевского подворья" на Никольской, улица еще не была закрыта для автотранспорта",— рассказывает эксперт. Однако продажи в комплексе начались, когда улицу уже сделали пешеходной, и спрос на проект превзошел ожидания застройщиков. "Более 70% апартаментов было реализовано в течение трех месяцев с момента старта продаж, и это позволило нам поднять цены на 15%",— вспоминает господин Азаренко.

 Фактор пешеходности, сыгравший такую положительную роль в судьбе проекта, отмечает и Екатерина Румянцева, председатель совета директоров Kalinka Group. "С октября 2013 года до настоящего времени стоимость квадратного метра в St. Nickolas в среднем выросла на 23-25%, а на некоторые квартиры — до 31%",— рассказывает эксперт.

В период 1960-1980-х годов в США было создано более 200 пешеходных зон, но к 2000 году их осталось лишь 15. Правда, там в строительство и благоустройство новых улиц инвестировали не только и не столько городские власти, сколько ассоциации собственников недвижимости, рассказывает Екатерина Румянцева. "Управлять таким неповоротливым проектом, учитывая интересы всех сторон, в современном, быстро меняющемся мире нереально, так что в большинстве случаев все вернулось на круги своя",— замечает эксперт.

Но в России, конечно, все иначе, ведь наши пешеходные зоны строятся за государственные средства. Поэтому любителям исторического центра в недалеком будущем, вполне возможно, придется пересесть на велосипеды.